Впервые – моноспектакль!

6 декабря на сцене ДК «Современник» прошел спектакль «Два шажка вперед, один назад» по пьесе екатеринбургского драматурга Ирины Максимовой «Каля-Маля». Пьеса написана в 2020 г.; в 2021 году она вошла в шорт-лист Независимого международного конкурса современной драматургии «Исходное событие - XXI век» в номинации «Одинокий артист».

Это был двойной дебют. Для режиссера Екатерины Слажневой – первая постановка для взрослого зрителя в Конаково. Ранее она работала режиссером в Херсонском драматическом театре; приехав в наш город в 2022 году, основала в 2023 году в ДК «Современник» театр-студию «9-й ряд». Для Ксении Платоновой, выпускницы Санкт-Петербургского государственного института культуры, участницы множества учебных постановок, а ныне руководителя детского театра «Теремок» (ДК «Современник») – первая большая роль. Немалые усилия для появления спектакля приложили: художник по свету Никита Гулеев, звукорежиссер Роман Умяров, а также Раиса Холомкина, Татьяна Щербинина, Валентина Лактионова, Валентина Белова, Эдуард Чернов, Юрий Афиногенов, Юрий Мокиевский.


 Героиня спектакля - швея с замысловатым именем Калерия. Все зовут ее Лера, и только давно пропавшая мама называла ее Калей. Она безмерно добра и, видимо, очень одинока, поскольку постоянно общается со своей умершей бабушкой, рассказывает ей о своих делах, иногда советуется, порой спорит. Однажды Лера делится с ней радостью – ее жизнь должна вскоре измениться – ее заметили! Она станет героиней интервью на известном интернет-портале, а следом, разумеется, последует слава. Однако, радостных перемен это событие не приносит – напротив, на нее обрушивается тяжелая правда, которую от нее скрыла бабушка, и последствием чего стала цепь трагических событий в жизни мамы героини. Калерия не просто ошеломлена - она раздавлена. 

– Расскажите о рождении спектакля.


Е. Слажнева: Мы уже работали вместе, и нам было очень комфортно это делать. Я увидела в Ксении огромный актерский потенциал, и мне захотелось сделать постановку с ее участием. Ксения согласилась сразу, еще не зная, какой будет материал, какая роль. Мы вместе выбирали пьесу и с упоением над ней работали. Ксения – профессионал, мы отлично понимали друг друга. Это наше совместное детище: конечно, есть мое режиссерское видение, мои мизансцены, но Ксения наполнила их своим актерским и человеческим багажом, своей душой. Она очень много сделала. Моноспектакль – жанр, требующий от актера полной самоотдачи, тем более в постановке с таким драматичным сюжетом.


- Весь вечер на сцене была только одна актриса – Ксения Платонова. И судя по тому, что «на поклоны» Вы вышли с влажными от слез глазами, роль захватила Вас полностью?


К.Платонова: Я человек эмоциональный, даже на этапе чтения в некоторых сценах остро воспринимала переживания моей героини. В пьесе моя героиня узнает, что вся ее жизнь - это ложь, что самые близкие обманывали ее и исправить уже ничего нельзя. Для нее мир рухнул. А рядом нет никого, кто поддержал и утешил.


- Что Вы хотели донести до зрителей своим спектаклем? И как с правдой? Ее нужно говорить всегда и всем, какой бы горькой она ни была? 


К. Платонова: Мне просто захотелось обнять всех своих любимых и близких, сказать им, как важно быть внимательными друг к другу. А правда... Это палка о двух концах… В моей жизни была ситуация, когда родители не сразу рассказали мне всю правду об одной ситуации. С возрастом я поняла, что они были правы.


 - Е.Слажнева: Мы хотели дать выбор, потому что и то, и другое приемлемо. В конце спектакля героиня тоже к этому приходит: чтобы утешить соседскую девочку, спасти от потрясения, она скрывает правду. На самом деле в пьесе финал трагичнее, но мы ушли от него. Это наш выбор. Мы даем надежду на лучшее, на то, что делая два шажка вперед и один назад, а потом снова два шажка вперед, героиня постепенно выберется.

В этот вечер зрителей ожидал сюрприз – на спектакле присутствовал автор пьесы – екатеринбургский драматург Ирина Максимова, прибывшая в наш город специально для того, чтобы присутствовать на премьере. Пьеса «Каля-Маля» была поставлена лишь один раз с заслуженной артисткой РФ Еленой Ксенофонтовой. А в ее основе - реальная и очень драматичная история, в которую сложно поверить. «У пьесы очень драматичный финал, печальнее, чем в конаковском спектакле, возможно поэтому она так редко ставится на сцене. Екатерина Слажнева и Ксения Платонова не побоялись взять столь сложный материал и воплотили его на сцене ярко и талантливо» - считает И.Максимова. Другие пьесы этого автора (а их более 30) живут более активной жизнью, идут на сцене Екатеринбургского камерного театра и также в одном из театров Петербурга.


Зрительный зал ловил каждую реплику актрисы, следил за каждым ее движением, затаив дыхание, и по ходу пьесы откликался на каждый нюанс. Надеемся, что это не последняя работа этого творческого тандема.


Как поступить в том или ином случае, озвучить правду, утаить ли ее – решение остается за каждым конкретным человеком в каждом конкретном случае, однако у нас есть нравственный ориентир. «Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» – так говорил Иисус Христос, - об этом свидетельствуют все четыре Евангелия. И об этом лучше помнить.

Ирина Вдовенко, фото Дениса Насонова


  • Сайт
  • Магазин