В этом году филиалу Конаковской ГРЭС ПАО «ЭЛ5-Энерго» исполняется 60 лет. Станция – это «сердце» Конаково, которое согревает не только его жителей, но и значительную часть Тверской области. Для этого энергетики трудятся круглосуточно.
За прошедшие годы на предприятии выросло не одно поколение профессионалов, которые повлияли на развитие станции и оставили свой след в ее истории. Мы поговорили с представителем одного из них, с уникальным и душевным человеком, четвертым директором станции Вениамином Ивановичем Григорьевым, который рассказал, как строилась и развивалась ГРЭС в годы его работы.
– Вениамин Иванович, как началась ваша профессиональная карьера на станции?
– Сам я из Лихославля, это город в Тверской области. В 1964 году, окончив электроэнергетический факультет Московского энергетического института, был направлен по распределению на Конаковскую ГРЭС. Сюда было очень долго и сложно добираться. Шоссейную дорогу уже проложили, но еще не полностью оборудовали. Поэтому, как правило, в Конаково добирались на поезде – из Решетниково ходил паровоз-«кукушка» с двумя-тремя вагонами. Возил он сырье и продукцию фаянсового завода. Ну, а потом, конечно, стал использоваться для доставки материалов на строительство ГРЭС. На тот момент только монтировался первый блок электростанции. Сперва я проходил стажировку на электромонтера. Я ее быстро прошел за 2 месяца.
– Кто-то повлиял на ваше решение пойти учиться на энергетическую специальность?
– У меня был знакомый из Лихославля, учился на год старше. Посмотрел я на него и тоже решил пойти в энергетику.
– Как это приехать по распределению в незнакомый город с еще неразвитой инфраструктурой?
– Когда я приехал, здесь были Пионерский поселок из вагончиков и несколько зданий на нынешней улице Гагарина. Примерно столько же зданий было на улице Энергетиков. В вагончиках в основном жили семейные.
– В чем заключалась работа вашего цеха на момент строительства станции?
– Задача нашего электрического цеха состояла в том, чтобы ознакомиться с оборудованием, участвовать в его приемке, подготовить инструкции и эксплуатировать уже имеющееся оборудование. Шли проверки монтажа, наладка, испытания. За июль, август и сентябрь смонтировали котел и турбину, достроили трубу, а с октября начались пусковые операции, был смонтирован блочный щит. Шло строительство станции: постоянный торец, в районе одного блока боковые стенки и часть крыши – она была сделана не полностью, поскольку шел монтаж котла. Турбины не было, стоял только фундамент. Котел был смонтирован только на половину. Первая труба была отлита на две трети – метров на 100-120. Во всю монтировались водоводы. Все было перерыто, ямы и глина кругом, так что ходить можно было только в сапогах.
– Возникали ли проблемы во время строительства или первых пусков блока?
– Перед пуском возникали различные осложнения. ГРЭС – огромный объект, а наша станция была крупнейшей, очень многое здесь делалось впервые. После монтажа не все шло гладко, начались проблемы. Упала приемная опора на ОРУ-220 кВ, при первых постановках под напряжение не выдержал трансформатор – ремонт требовал бы длительного времени, поэтому пришлось на его место ставить трансформатор, пришедший уже под второй блок. Потом были повреждения в генераторе, затем из-за осевого сдвига в турбине повредились диафрагмы и лопатки турбины. Наконец, когда начали пускать 1-й блок, выяснилось, что ненадежен котел – он выдерживал лишь около 8 часов работы. Между тем блок мог быть принят в эксплуатацию только в том случае, если он может отработать без остановки 72 часа. Оборудование доводили до ума, и эти 72 часа блок отработал в январе 1965 года. После чего и было принято решение об организации самостоятельного предприятия – Конаковской ГРЭС.
– Первоначально на КГРЭС планировалось построить 4 трубы, но в итоге их три. С чем это связано?
– С самого начала планировалось, что ГРЭС будет работать на газе, а мазут станет резервным топливом. Но баланс по топливу складывался так, что на уровне Правительства было решено: основным топливом будет все-таки мазут, составивший 90-95% от общего объема топлива. Но тут возник вопрос природоохранного характера. Тогда уже появилось такое понятие, как «зеленый пояс вокруг Москвы», ужесточились экологические нормы. В результате пришлось перепроектировать станцию. И если изначально предполагалось, что у нас будут четыре трубы, то позже вместо двух 180-метровых труб построили одну 250-метровую, большего диаметра, чтобы выбросы рассеивались по большей территории – это позволяло бы соблюдать нормы допустимой концентрации различных продуктов сгорания.
– Сейчас популярно такое понятие, как «система наставничества». Было ли что-то подобное в вашей практике?
– На момент строительства народ набирали с улицы. Были конечно и мастера, и люди, приехавшие по распределению. В эксплуатацию, конечно, попадали после обучения в энергетических институтах. Потом стал подпитывать кадрами Конаковскую ГРЭС местный энергетический колледж. Была цела система введения в должность. Новые сотрудники приходили стажировки, изучали инструкции, потом ходили под наблюдением, делали определенные допустимые переключения, сдавали экзамен. После сдачи экзамена нужно было опять две недели работать под наблюдением, только потом разрешали самостоятельно работать.
– Что вы считаете залогом бесперебойной и безопасной работы станции? На ваш взгляд, что самое главное?
– Самое главное – ответственность человека и его профессионализм.
– Как вы стали директором? Вас назначили за какие-то достижения?
– Нет, все происходило через выборы коллектива. Весь коллектив выбирал. Было два претендента – я и главный инженер, а я работал тогда заместителем главного инженера. В ДК «Современник» мы выступали, рассказывали о своей программе, какое развитие и т.д. Большая часть коллектива проголосовала за меня, так я стал директором. В голосовании участвовало около 1200 человек. Еще 5 лет до этого я отработал секретарем парткома. Это мне очень помогло на руководящей должности. Такая работа значительно расширила мой кругозор, развила навыки и умения по взаимодействию с людьми. После работы в парткоме я трудился начальником электрического цеха, а уже затем стал заместителем главного инженера. После выборов в должности директора я отработал 15 лет. В течение данного периода таких прямых выборов не было, должность подтверждалась.
– Что для вас было самым сложным на директорской позиции?
– Наверно, все-таки было нелегко работать с людьми. В технике для меня было все понятно. Когда знаешь, как делать, все легко, а с людьми тяжело. Сколько людей – столько и мнений. Невозможно угодить всем. Много бытовых проблем – квартиры, садики и другое. Приходилось и такие вопросы решать. Куда ж денешься? У нас было 4 садика, был весь соцкультбыт (гостиница, пионерский лагерь, столовая и другие мелкие объекты), все было в штате станции и все нужно было контролировать и обеспечивать. После перестройки от непрофильных объектов потом отказались.
– Каким вы были директором – строгим и справедливым или вы приверженец «мягкого» управления?
– Второй вариант. У меня всегда для сотрудников были двери открытыми. Любой мог подойти и обратиться. Если я свободен – заходи. Вопросы в основном были бытовые. Их сложнее решать.
– Что вы хотите посоветовать молодым специалистам энергетикам?
– Ну, что я могу посоветовать? Пусть не считают, что они уже все знают, а каждый день читают, учат литературу специальную. Каждый день появляется в профессии что-то новое. 30 минут в день почитал, уже что-то отложилось в голове. А когда это дело забрасываешь, уже отстаешь от жизни. Нужно все время совершенствовать свои знания, свой подход к работе.
– Вениамин Иванович, спасибо вам большое, что согласились на разговор и поделились с нами своей историей.