Сказка, которая лечит

В одной из статей в июне мы рассказывали читателям о первых в округе выпускниках психолого-педагогических классов на базе гимназии №5 и школы №7 г. Конаково. По итогам обучения ребята подготовили и защитили индивидуальные проекты профильной направленности. Среди них лечебная сказка «Цветик и тучка», написанная выпускницей гимназии №5 Софьей Крюковой для детей, больных раком.

Проект получил высокую оценку и рекомендации к использованию в работе. В 2023 году лечебная сказка была опубликована в журнале информационно-ана­литического обозрения «Союз национальностей». Мы встретились с Софьей, побеседовали о профильном обучении в школе, о работе над проектом, ее планах на будущее.


– Как родилась идея написать лечебную сказку?


– Сказка – это продукт моего выпускного проекта. Его надо было обязательно связать с какой-то психологической или педагогической тематикой. Мой проект в 9 классе был связан с раком. Поэтому я решила, что выпускной проект 11 класса будет ориентирован на психологическую помощь детям, больным раком. Всего есть несколько вариантов терапии: игровая, сказкотерапия и поддержка родителей. Что мне ближе всего, что я лучше смогла воплотить в жизнь – это сказка. В свободное время я пишу, поэтому писательский опыт у меня есть.


– Расскажи подробнее о проекте. Долго реализовывала?


– Сказка пока одна. Идея родилась и воплотилась довольно быстро, пока я готовила проект, изучала, какие стадии психологического принятия проходит ребенок, какие способы лечения и реабилитации существуют. Как-то так и возник образ: есть цветочек, над ним появляется тучка (она символизирует болезнь, упадок сил), цветочек одновременно поливают живой и мертвой водой. Живая – потому что лечит рак, мертвая – потому что от нее лепестки опадают, ведь ребенок лишается сил во время химиотерапии, а сегодня это главный метод лечения рака в юном возрасте, на детях операции практически никогда не выполняются. И то, что потом герой сказки изолирован от своего привычного окружения, друзей – сидит как бы в тепличке, за стеклом – и уже не так полноценно может общаться с ними, – это аллегория, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким в тяжелой ситуации и мог с кем-то себя ассоциировать. И, конечно, в сказке счастливый финал, потому что все были настроены на это. Чтобы ребенок думал: «Да, у меня сейчас непростой этап, а потом все обязательно будет хорошо».

 

– То есть сказка помогает детям принять реальность через метафору, понятную им?


– Да. Тут нужно что-то простое, чтобы дети сразу могли понять, соотнести себя с кем-то. Ведь в такой тяжелой ситуации не удивительно, что возрастает тревожность, возникает депрессия. Дети же совершенно не понимают, что с ними происходит, почему они отличаются от других. И сказка в принципе объясняет: это нормально, так бывает, так случилось с главным героем.

– Помимо работы над профильными проектами, вы постоянно практиковались с младшими ребятами, выступая в роли педагогов. Как это было?


– С очень маленькими детками – это старшие группы детских садов и младшие школьники до 4 класса – просто. Они вообще не замечают, что мы отличаемся по возрасту с их педагогом. Они видят так: статная фигура что-то преподает за учительским столом – значит, надо слушать. А вообще много было интересного.


– Как ты считаешь, в чем преимущество ранней профориентации школьников?


– В первую очередь, профильное обучение расширяет кругозор. Дети определяются с будущей профессией, в основном, в 9 классе. И если они подумали, что это интересно, то можно попробовать свои силы, определить на практике, можешь ли ты вообще раскрыться в этой профессии. Понять, комплементарна ли она твоему характеру, и все это еще в школе. Поскольку мы постоянно взаимодействовали с ребятами разных возрастов, приобретенные навыки коммуникации очень помогут в жизни. Умение донести информацию, правильно понимать вопросы, которые задают люди, чем они руководствуются при этом – все это пригодится в любой сфере деятельности.


– Ты для себя решила пойти дальше по этой стезе?


– Нет. Но обучение в профильном классе было очень полезно. Особенно в вопросах воспитания детей. Так что опыт грамотного взаимодействия поможет в будущем с собственными детьми. Я очень боюсь быть плохим родителем. А то, чему нас обучали в психолого-педагогическом классе, дает хорошую базу, вселяет уверенность. Ты уже не чувствуешь страха, что делать, когда родится ребенок, как с ним говорить, как учить? Благодаря профильному обучению я знаю, в какие периоды и через что проходит ребенок, какие виды активности лучше, как он воспринимает все происходящее. Нам же не только рассказывали про обычных людей, но и про особенных деток, например, с расстройством аутистического спектра. То есть это уже не так страшно, если вдруг у меня будет особенный ребенок или если у него будут проблемы во взаимодействии с этими детками, я буду понимать, как выйти из такой ситуации.


– Поделишься планами на будущее?


– Сначала – поступление в университет. Реализоваться хочу в естественнонаучной области. Я очень люблю физику, прикладные науки. Хочу получить профессию, хорошую работу, чтобы иметь возможность финансово обеспечить своих детей, дать им хорошее образование в будущем. То есть быть подготовленной к их появлению, чтобы у моих детей было все необходимое, и они могли, не отвлекаясь, концентрироваться на воспитании своих духовных и умственных качеств.


– Для тебя большое значение имеет семья. Расскажешь о своих родителях?


– У меня прекрасная, очень дружная семья! Замечательные родители и старшая сестра. Они все меня очень поддерживают, помогают. У нас отличные взаимоотношения, и я хотела бы воспитывать своих детей в тех же семейных традициях и ценностях, в каких воспитывалась сама, чтобы и моя будущая семья была такой же. В общении со сверстниками я часто слышу: «Ой, мои родители поссорились» или рассказы о ситуациях, с которыми я никогда не сталкивалась в нашей семье – настолько у нас царит любовь, поддержка, гармония. Все познается в сравнении. С годами я понимаю, что чем больше узнаю о других семьях, тем благодарнее становлюсь своим родителям за то, что у меня такая прекрасная жизнь.

 

Беседовала Татьяна Крыльцова. Фото автора


  • Сайт
  • Магазин