Прошел войну и побывал в антарктиде

Конаковскому краеведению доселе было неизвестно имя Александра Ивановича Мохова. Между тем, это наш земляк, уроженец Корчевского уезда. Его уникальная биография показывает, чего мог добиться рядовой советский человек, имея ум, талант, желание трудиться и служить Родине. Боевые награды, полученные на фронте и награды за доблестный и в прямом смысле героический труд в мирное время – этот человек был одним из тех, чье имя связано с самыми славными, самыми великими достижениями нашей страны. Этот человек достоин того, чтобы мы о нем узнали.

УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА МОХОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Награжден орденом «За трудовое отличие» (03.05.1940), орденом «Знак Почета» (01.05.1944), Отечественной войны 2-й степени (02.12.1945), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (31.05.1945), «За оборону Советского Заполярья» (1945), двумя орденами Трудового Красного Знамени (19.05.1954, 29.08.1955). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года за исключительные заслуги перед государством в деле изучения и освоения Арктики получил звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Вместе с ним это звание получили еще три полярных авиатора и ученый. Указ был «закрытым» и нигде не публиковался долгие годы, из-за чего эти Герои были практически неизвестны общественности.
Родился 26 июня 1908 года в деревне Моисеево Ларцевской волости Корчевского уезда Тверской губернии (была расположена на территории нынешнего острова Клинцы в Иваньковском водохранилище; ныне не существует). Информация о месте рождения Мохова А.И. содержится в его личном деле персонального пенсионера СССР, в автобиографии и в личном листке по учету кадров.
 В 1916–1918 годах учился в 4-м Выборгском городском училище. После смерти отца в 1918 году переехал с матерью из Выборга, отошедшего к Финляндии, в Москву. Там продолжил учебу в семилетней школе №23, которую окончил в 1923 году.
Трудовую деятельность начал в 1924 году учеником электромонтажника. С 1928 по 1932 год учился на рабфаке Автотракторного института в Москве, получил специальность техника по электрооборудованию.
В 1933–1936 годах работал радиотехником в Управлении полярной авиации Главного управления Северного морского пути. В 1935 году переучился на бортмеханика и вскоре был командирован на Север.
С 1936 по 1939 год – бортмеханик-бортрадист Чукотской авиационной группы ГУСМП в поселке Черский (Якутия). В августе — сентябре 1937 года в составе экипажа М. Н. Каминского на самолете П-5 Н-42 участвовал в поисках в Чукотском море пропавшего самолета Героя Советского Союза С. А. Леваневского. 21 сентября 1938 года на самолете ПС-7 Н-162 в составе экипажа М. Н. Томилина и первого бортмеханика И. М. Коротаева в районе острова Малый Диомид обнаружил и доставил на базу четырех гидрологов с полярной станции Уэлен, пропавших 17 сутками ранее и унесенных штормом на катере в Берингов пролив.

Летал на ледовую разведку и изыскания на первых гидросамолетах Дорнье «Валь», КР-6А. В январе 1939 года принял участие в спецзадании по оказанию помощи Горной экспедиции в одном из труднодоступных районов Чукотки. Выполнял обязанности бортмеханика и бортрадиста. В этом же году объявлен лучшим бортмехаником Чукотского авиаторяда. В 1939 году переведен в Москву. 

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, окончил Школу высшей летной подготовки в городе Тушино Красногорского района Московской области (ныне в составе Москвы), получил квалификацию «бортмеханик-бортрадист». Служил бортмехаником Беломорского отряда Полярной авиации ГУСМП. За обеспечение проводки в Белом море военных караванов награжден орденами «Знак Почета» (1944), Отечественной войны 2-й степени (1945) и медалью «За боевые заслуги» (1945). В 1942 году вступил в ВКП(б)/КПСС.
После войны продолжил службу в Московской авиагруппе особого назначения Управления полярной авиации ГУСМП при СМ СССР. В должности старшего механика участвовал в ряде высокоширотных воздушных экспедиций в Арктике, в том числе «Север-2» (март – май 1948 года), «Север-4» (апрель – май 1949 года), «Север-5» (март – май 1950 года), «Север-6» (март – май 1954 года).
Экспедиция «Север-4» завершилась 16 мая 1949 года беспосадочным перелетом самолета Пе-8 СССР-Н396 под командованием Задкова В.С. с базы №5 (88° с.ш., 170° в.д.) через Северный полюс в Москву. В этом полете Мохов А.И. был бортмехаником.
В июне — сентябре 1950 года в составе экипажа летающей лодки КМ-2 Н-486 Героя Советского Союза Черевичного И.И. принимал участие в океанографической экспедиции А-127 в море Лаптевых.
В 1955 году Советский Союз приступил к крупномасштабным и планомерным исследованиям 6-го континента – Антарктиды. Была организована 1-я Комплексная Антарктическая экспедиция Академии наук СССР под руководством М.М. Сомова. Принимала участие в ней и полярная авиация. Как один из наиболее опытных и заслуженных бортмехаников, Александр Иванович Мохов был направлен в экспедиционный авиаотряд. С осени 1955 года до весны 1957 года он находился в Антарктиде на станции Мирный. В 1957 году он вернулся в Москву и еще два года продолжал работать бортмехаником Московского отдельного авиаотряда Управления полярной авиации.
В феврале 1959 года в связи с ухудшением здоровья переведен на должность старшего авиамеханика. С 1962 года работал техником по тренажерам 24-го учебно-тренировочного отряда Полярного управления гражданской авиации.
После выхода на заслуженный отдых (не ранее 1969 года) – персональный пенсионер союзного значения. Жил в Москве. Умер 14 января 1982 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.


  • Сайт
  • Магазин