(к 120-летию со дня рождения Я.З. Шведова)
«Готов я признаться,
Что нынче сильней
Из птиц перелётных
Люблю журавлей.
Мне стали дороже
Видать, неспроста,
За речкой Сестрою
Тверские места» …
Это строчки из стихотворения поэта Якова Шведова, имя которого неразрывно связано с нашим краем. Друзья-поэты не случайно нарекли его «патриархом комсомольской песни», ибо вся его биография продиктована временем, пронизанным героической романтикой 20-х годов.
Родился поэт 22 октября 1905 года в деревне Пенья Даниловской волости Тверской губернии (недалеко от Дмитровой Горы). Его мать, Татьяна Осиповна, была крестьянкой. Отец, Захар Трофимович, сапожничал в Москве на хозяина. Вскоре и вся семья вслед за ним переезжает в Москву. Но земельный надел в деревне берегли, понимая, что это свой дом, хлеб и картошка.
Семья жила в чужом, ветхом доме. Таких трущобных домов было много вокруг завода Гужона. Жили бедно. Яков Захарович даже в 70-летнем возрасте вспоминал, что до сих пор помнит запах нищенской сумы и хлебных корок, которые мать покупала у побирушек. Начальное образование будущий поэт получил в церковно-приходской школе на Новоблагославенной улице (сейчас это улица Самокатная). Школа для детей бедных в те времена представляла собой удручающую картину: детей били, ставили на колени на рассыпанный горох, оставляли без обеда.
Яков проучился в этой школе три года, получив свидетельство об окончании, похвальный лист с ликами просветителей славянства Кирилла и Мефодия и награду - увесистый том Нового Завета.
В этот же год он поступил доучиваться в четвёртый класс начального училища, здесь он вздохнул свободнее. А горячие завтраки и обеды были и вовсе в новинку. После получения ещё одного свидетельства в их бедную лачугу пришла учительница и долго уговаривала отца и мать, чтобы он учился дальше. А потом сама отвела его в первый класс уже высшего начального училища, которое сейчас назвали бы восьмилеткой. Учёба была платной, семье приходилось туго, но родителям не хотелось, чтобы сына выпроводили бы за неплатёж.
Шла Первая мировая война, в одной школе учились и дети поляков-беженцев, и дети евреев, латышей, литовцев, но жили единой семьёй и не враждовали.
Осень 1917 года…Идут ожесточённые уличные бои рабочих отрядов с юнкерами и кадетами. Именно в эти страшные дни Яков заболевает брюшным тифом, и отец в буквальном смысле на своих плечах приносит его в Морозовскую больницу. Через год опять страшный диагноз и снова
больница. Во время тяжёлой болезни умирает мать, Татьяна Осиповна.
Отец приводит в дом новую жену, но вскоре умирает. Мальчик не плакал у отцовского гроба. Слёз не было. Лишь горькой обидой навечно застыло в памяти обещание отца, что он никогда больше не женится. Эта пришедшая в дом смуглая, крупнотелая женщина с цыганскими глазами была ему совершенно чужой, да и все в округе за глаза называли её колдуньей. У сестры сложилась своя жизнь, она вышла замуж и отделилась от семьи.
В 14 лет Яков остался совершенно один. И только хорошие, настоящие друзья отца не дали подростку затеряться в трущобах переулков, описанных им позднее в хронике «На мартенах» и в повести «Юр-базар».
В одном из своих воспоминаний его современник рассказывает, как впервые увидел в завкоме завода четырнадцатилетнего паренька в старом отцовском пиджаке, свисавшем с его худых мальчишеских плеч.
Смышлёный и шустрый паренёк назначается рассыльным при завкоме и штабе красногвардейской гужоновской части, теперь он может получать положенный паёк. И ещё юноша очень гордится тем фактом, что стал рядовым бойцом Части Особого Назначения…
(ил. Из книги Я.Шведова «Самое заветное»).
Время было тяжёлое: электричество не горело, трамваи не ходили, керосина и дров не хватало. Но завод постепенно оживал, возвращались рабочие из деревень, из рядов Красной Армии. Вскоре Яков переходит в бригаду слесарей, становится секретарём комсомольской ячейки и вместе со своим другом поступает учиться в самую первую в Москве, да и во всей стране фабрично-заводскую школу.
Впоследствии это училище существовало и далее при заводе «Серп и молот». Трудное детство Якова сказывалось на здоровье, ему даже предоставили отпуск и из цеха перевели в заводской гараж.
В 1922 году Яков Шведов становится рабкором заводской газеты и начинает литературную деятельность. Кроме заводской многотиражки печатается также в журнале «У станка» и газете «Рабочая Москва», посещает существовавшее при газете литературное объединение «Рабочая весна».
Осенью 1923 года он поступает на литературно-художественное отделение института им. В.Брюсова. Рекомендацию ему давал Дмитрий Фурманов. К тому времени вышла первая книга его стихов с поэмой «Не приду». Яков Захарович ведёт активную творческую жизнь, входит в состав творческой группы при ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», где впервые видит писателей М. Шолохова, А. Серафимовича, Н. Асеева,
В. Шкловского.
(обложка книги из фондов музея) В 1924 году выходит сборник стихотворений «Шестеренные перезвоны» о жизни и быте рабочей окраины.
Летом 1926 года секретарь райкома вручил Шведову путёвку на литературное отделение рабочего факультета Института искусств им. Луначарского, куда (после незначительных экзаменов) он был принят сразу на второй курс.
Ему посчастливилось слышать выступления Владимира Маяковского, встречаться с Сергеем Есениным, дружить с комсомольскими поэтами Александром Безыменским, Эдуардом Багрицким, Александром Жаровым. Надолго запомнились ему бурные споры об искусстве в общежитии поэтов на Покровке.
В 1928 году Яков Захарович связал свою судьбу с Прасковьей Штыковой, с которой прожил до конца жизни. Его творчество этого периода проникнуто темой труда, его значимости.
(обложка книги Я.Шведова «На мартенах»).
Выходят его прозаические произведения: «На мартенах» (лирические хроники ,1929 год), роман «Юр-базар» (1929 г.), повесть «Обида» (1930 г.), «Повесть о вольем братстве» (1932 г.), рассказ «Ровесник» (1933 г.).
А весной 1934 года им было написано заявление о приёме в Союз писателей. Отбор кандидатов был строгим. Но, как свидетельствовали очевидцы, напротив фамилии «Шведов» Максим Горький задержался и написал: «Достоин быть членом Союза писателей».
(настенное панно по мотивам песни «Орлёнок» с дарственной надписью «Я.З.Шведову от пионеров детского лагеря «Чайка» г. Подольск)
В 1936 году Шведовым была написана песня «Орлёнок»
(фото открытки из экспозиции музея с текстом песни на обороте).
История её рождения и всей последующей «жизни» на эстраде в годы войны и в сердцах слушателей удивительна. Целый очерк посвятил этой теме Игорь Аркадьевич Мамчур в своей книге «Верность песне»:
«Рождение песни Виктора Белого и Якова Шведова связано с конкретным фактом: она была написана для спектакля «Хлопчик», поставленного в 1936 году на сцене театра имени МОСПС (Московского областного совета профессиональных союзов) по одноимённой пьесе М. Даниеля. В этом спектакле рассказывалось о нескольких днях из жизни мальчика - сапожного подмастерья из небольшого белорусского городка.
…Шла гражданская война. В Белоруссии красноармейцы сражались с войсками белополяков. Однажды в городок вошёл революционный отряд. И в жизни мальчика началась новая волнующая пора. Он помогает красноармейцам: охраняет склады боеприпасов, становится связным. Но случается так, что наши части вынуждены временно оставить город. Мальчик попадает в руки врагов.
Тюрьма. За узким решётчатым окном - погожий зимний день. Пленные с тревогой ожидают решения своей участи. Вдруг зазвенела песня. Это мальчишка поёт о свободном степном орлёнке, бесстрашно парящем высоко в голубом небе. Песня словно наполняет тюремную камеру солнечным светом.
Допрос. Офицер требует назвать оставшихся в городе подпольщиков, указать явки. «Ни одной минуты не хочу быть предателем», - твёрдо отвечает юноша. В спектакле всё заканчивается благополучно. С боями входят в город части Красной Армии, и герой вместе с ними идёт дорогами гражданской войны. В шеренге бойцов вновь слышится звонкий напев «Орлёнка».
К этому спектаклю В. Белый и Я. Шведова написали только два куплета - ровно столько, сколько требовалось по ходу действия. Однако, вскоре они заметили, что песня понравилась зрителям. Выходя из театра, многие зрители даже напевали их. Тогда авторы создали новый, расширенный и отредактированный вариант песни, который и получил самое широкое распространение.
В чём же заключался секрет исключительной популярности «Орлёнка»? Главное в том, что в образах бойцов гражданской войны, авторы видели свою тревожную юность, узнавали своих товарищей.
Сам Яков Захарович в своем предисловии к книге стихов «Продолжение песни» рассказывал: «Мы, шестнадцати и семнадцатилетние мальчуганы, могли часами быть в засаде, участвовать в боевых операциях. Нас подчас шатало от голода. Завод, ЧОН и молодёжный клуб многим из нас заменили родительский кров. Мы радовались новой плавке чугуна и стали, тоннам проката и каждому вышедшему из ремонта паровозу. Мы совсем не думали о личном благополучии и считали преступлением даже самое незначительное невыполнение комсомольского поручения. Такое уж было наше время! И мы любили его и принимали только таким».
В разговоре с композитором В.Белым Яков Захарович провёл аналогию со стихотворением А. Пушкина «Узник». В дореволюционных изданиях под ним размещалась одноимённая картина. Но если там перед глазами заключённого маячил «орёл молодой», то здесь по решению поэта, должен парить орлёнок.
Работая над песней, Яков Захарович вспоминал первых комсомольцев… Особенно ярко встала перед глазами судьба Анатолия Попова, старшего сына писателя Александра Серафимовича. В октябре 1917 года 16-летнего разведчика схватили и приговорили к расстрелу. Но штурмовые отряды красногвардейцев спасли Анатолия. После окончания командных курсов он был направлен на фронт чрезвычайным комиссаром ЧОНа (части особого назначения), и во время вынужденного отступления юноша-комиссар остался один около моста, прикрывал пулемётным огнём своих бойцов до конца. Александр Серафимович так и не нашёл могилу своего сына…
…Воспоминания Якова Захаровича оказались очень созвучны творческим и жизненным позициям композитора Виктора Аркадьевича Белого, который одновременно с учёбой в Харьковском музыкальном институте, работал в военно-хирургическом госпитале. Читал раненым газеты и книги, разучивал и пел с ними революционные песни, слушал рассказы о походах гражданской войны. Все эти эпизоды надолго запали в душу композитора.
Впоследствии композитор упорно разрабатывал жанр песни-плаката, героико-лирической песни о юных красноармейцах, сверстниках огненных лет. Поэтому не случайно, первый же совместный опыт работы - песня «Орлёнок» - приобретает такую популярность, завоёвывая сердца слушателей своим образным строем, романтическим вдохновением, строгой целеустремлённостью мелодии.
Вот ещё один интересный эпизод из жизни песни.
Когда «Орлёнка» услышал Николай Островский, то был взволнован ею необычайно. Он услышал её в своём доме в г. Сочи в исполнении певицы Веры Духовской, аккомпанировал известный композитор Сигизмунд Кац. Едва отзвучала песня, Островский немедленно попросил отыскать в Москве композитора и передать ему такие слова: «Мне нравится эта песня. Комсомольская. Появись она в годы гражданской войны, помогала бы поднимать боевой дух бойцов».
Эти слова Николая Островского стали пророческими. Песня родилась во второй раз, встав в строй в годы Великой Отечественной войны. Особенно широкое распространение песня получила среди партизан. В партизанских отрядах она была и паролем, и отрядной песней. Для поддержания боевого духа бойцов Красной Армии во время войны в 1943 году тиражом в 25 тысяч экземпляров в войска была разослана книжечка с песней «Орлёнок».
Вчитываясь в историю этих страшных и трагичных лет, можно найти немало примеров, когда судьбы людей переплетались с судьбой песни.
Это судьба Саши Бондаренко, погибшего в ростовской тюрьме. Он был схвачен немцами, когда развешивал красные флаги с надписью «Долой фашизм», не дожив всего несколько дней до освобождения города.
Любил эту песню и Вася Вислогузов, погибший в кровопролитном бою в 1942 году.
История сохранила имена Александра Мишина, бросившегося под танк со связкой гранат.
Юного партизана Миши Давидовича. Окружённый фашистами, он звонким голосом запел эту песню, подорвав себя и шестерых фашистов гранатой. «Орлятами» называли их боевые товарищи.
Один из первых исполнителей, певец Александр Окаёмов, пел «Орлёнка» в составе фронтовых концертных бригад и на радио. Позже он становится бойцом народного ополчения консерваторского батальона имени Чайковского. Раненный, он попал в плен, оказался в страшном лагере. Но и там организовал с товарищами Геннадием Лузениным и Абрамом Дьяковым группу сопротивления. Группа была раскрыта, но даже под страшными пытками они не выдали имена остальных подпольщиков. А за несколько мгновений до расстрела Александр Окаёмов запел «Орлёнка». Его фамилию вместе с другими фамилиями погибших можно увидеть на мраморной доске в Московской государственной консерватории им. Чайковского, а на его родине в Рязанской области установлен памятник певцу.
Много ли мы можем назвать песен, героям которых были бы поставлены памятники? А у «Орлёнка» их несколько: в Челябинске, в Запорожье, в Краснодарском крае.
Памятник советского скульптора Л. Н. Головницкого и архитектора Е. В. Александрова установлен в парке «Алое поле» в Челябинске. Открыт 29 октября 1958 в день сорокалетия комсомола, это памятник монументального искусства федерального значения.
Автор памятника с названием «Тревожная молодость» - известный запорожский скульптор Н.С. Соболь, памятник был установлен в честь 50-летия ВЛКСМ в 1968 году.
В октябре 1978 года во Всероссийском детском центре «Орлёнок» на площади пионерской и комсомольской славы была установлена бронзовая скульптура Орлёнка (автор скульптор А.А. Кисилёв). Но вернёмся к страницам военной судьбы поэта Шведова…
(поэт на фронте)
В августе 1941-го года Яков Захарович был направлен в газету «За победу» 40-й армии. На фронт он ушёл уже известным 35-летним поэтом, счастливым отцом двоих детей. Всю войну, несмотря на ранения и контузию, после лечения возвращался на фронт. В 1942 году получил звание майора, а демобилизован был в 1946 году в звании подполковника. «За литературно-военную деятельность, за выполнение всех задач командования, как писатель» был награждён:
медалью «За отвагу» (1942 г.), орденом Красной звезды (1943 г.), орденом Отечественной войны (1944 г.), медалью «За взятие Германии» (1945 г.).
В архиве поэта сохранилось письмо от ветерана ВОВ А. М. Романовой, вспоминающей, как в румынской деревушке Яков Захарович помогал ей вытаскивать раненых из пробитой миной хаты. Участница войны пишет: «Вы спасли солдат, одна я бы их не успела всех вытащить». Не случайно Якова Шведова в годы войны простые солдаты звали «своим окопным поэтом». По адресам под стихотворениями можно проследить весь боевой путь корреспондента.
(из экспозиции музея)
1942 г. Воронежский фронт:
Пядь земли
Я об этом вспомнил после боя,
Возле Дона - солнечной реки…
Пядь земли ладонью я прикрою,
Пять земли измерю от руки.
Ну а разве перемеришь взглядом
Наши долы, степи да поля…
Пядь за пядью миллионы пядей-
Это наша вольная земля.
За неё шёл бой у переправы,
И сражались за неё бойцы.
Как сражались предки под Полтавой,
Как в войну германскую отцы.
Снова бой на стороне заречной,
Я, волнуясь, повторяю вновь:
-Пядь земли священна нам извечно,
Как извечна к Родине любовь!
1943 г. Курская дуга.
Из стихотворения «Дыхание весны» …
«Идёт огонь на нас стихией,
Летит трассирующих нить…
Берёзка, солнце и Россия
Живут и вечно будут жить» … (с.58)
В среду 9 мая 1945 года вышел в свет 110 номер армейской газеты «За победу». И первая страница открывалась словами: «Гитлеровская Германия разгромлена, с Победой, дорогие друзья!». И под этими словами плакат армейского художника А.М.Розенберга, на котором изображён автоматчик с мальчиком на руках. Вместо передовой – стихотворение Якова Шведова «Весна человечества»:
Мы шли эти годы чрез бури, невзгоды,
Преграды врага сокрушая, вперёд.
И дату весны сорок пятого года
Весной человечества мир назовёт…
(фотография в газете из семейного архива Шведовых)
В военном архиве Я.З. Шведова его внучка, Юлия Гончарова, корреспондент газеты «Московский Комсомолец», нашла более 300 публикаций деда в газете «За победу» - заметки, стихи и песни. Её публикация в газете «Московия» от 4 мая 2005 года так и называется - «Мой дед - автор «Орлёнка» и «Смуглянки», выпускная квалификационная работа студентки Ю. Гончаровой посвящена биографии деда и подробному анализу его творчества.
Интересна судьба и песни «Смуглянка».
Это лирическая и одновременно танцевальная песня, слова которой знают в любой российской семье. Она давно стала народной.
Впервые «Смуглянка» была исполнена в 1944 году (по некоторым данным, в 1943 году) Краснознамённым ансамблем песни и пляски Красной Армии в Концертном зале им. П.И. Чайковского и имела огромный успех – была повторена три раза на бис. А поскольку концерт транслировался по радио, песня сразу же получила общесоюзную известность. Её подхватили и на фронте, и в тылу.
Однако уже после войны стало известно, что песня была написана ещё в 1940 году поэтом Я. Шведовым и композитором А. Новиковым. Поэтому возник ряд вопросов, толков и даже спекуляций. Против кого собиралась сражаться в партизанском отряде смуглянка-молдаванка, если война началась, как известно, 22 июня 1941 года?
И только потом выяснилось, что песня действительно была написана в 1940 году, и написана по просьбе политуправления Киевского особого военного округа, а посвящена она была войне Гражданской. В честь героя Гражданской войны Г. И. Котовского для окружного ансамбля песни и пляски была написана сюита из семи песен, в которую входила и «Смуглянка-молдаванка», посвящённая борьбе молдавских партизан в годы гражданской войны против румынских оккупантов.
Надо сказать, что судьба песни складывалась не так просто. Она одна из всех не была принята к исполнению киевским окружным ансамблем песни и пляски. Вскоре началась война, и клавир песни был утерян. У авторов остались лишь черновики текста и музыки. Композитор восстановил песню и предложил её для исполнения на радио, но там сочли её не соответствующей моменту. И только несколько лет спустя, когда А. Новикову позвонил руководитель Краснознамённого ансамбля Красной Армии и спросил, нет ли у него новых песен для ансамбля, вместе с другими песнями именитый уже композитор прихватил с собой «на всякий случай» и «Смуглянку-молдаванку». Каково же было его удивление, когда А.В. Александров из всех выбрал именно эту песню, сразу же начал её разучивать, и с тех пор она стала одной из самых популярных композиций ансамбля.
О деятельности Якова Захаровича после окончания войны наглядно свидетельствует его личная библиотека. Авторские подписи на подаренных поэту книгах отражают широчайшую географию его поездок с выступлениями. Эта библиотека поэта сыграла неоценимую роль в подготовке данного материала. За что огромная благодарность его дочери Наталье Яковлевне Гончаровой, сохранившей её в полной неприкосновенности и переданной в наш Конаковский краеведческий музей. Конечно, никогда не забывал поэт о своих земляках. Так, в 1961 году на встрече в нашем районе он сказал: «Я приехал, чтобы отчитаться перед вами о своей работе. Читатели должны знать, чем занимается поэт, над чем он трудится».
Яков Захарович выступал на фаянсовом заводе, во Дворце культуры им. В. Воровского, в средней школе №3. С особым теплом принимали поэта на его родине, в колхозе «Победа» в деревне Дмитрова Гора. В колхозном клубе слушали поэта три поколения.
Рядом со школьниками в переполненном зале сидели семидесятилетние ветераны колхоза. Шведов читал фронтовые стихи, тексты песен, рождённых под звуки пуль, лирические стихи. По воспоминаниям очевидцев, разговор о литературе поэт вёл неторопливо, без эффектных жестов, восклицаний и ложного пафоса. Перед слушателями был не чтец-декламатор, а доверительный собеседник, щедро делившийся с другими своим пониманием жизни. На встрече с работниками фаянсового завода ему подарили чашу с именной надписью. Бережно хранится она в фонде нашего музея, ведь именно после этой встречи было написано поэтом такое тёплое стихотворение:
(чаша с дарственной надписью из фонда музея).
«Именная чашка»
Что ж, заварю побольше в чайник чая
И в самоваре приглушу дымок…
В такую пору вновь я вспоминаю
Над волжским морем тихий городок.
С недавних пор, а почему, не знаю, -
На чашке меркнет обод золотой;
Была когда-то чашка именная
Расписана, чудесница, тобой.
Рисунок чашки выполнен так тонко,
Всю красоту его не передашь!
Ветла с берёзой да изба в сторонке,
Наш конаковский северный пейзаж.
Искусница! Как ты в узоры ловко
Сложила всё умение своё.
Изобразив наш город над Донховкой
И девушек, полощущих бельё.
Я вижу вновь за дальней синей дымкой
Осенний беспокойный небосвод,
Тебя идущей по своей тропинке
По Конакову утром на завод.
Идущей в цех, где песни звонко льются,
Без песен не бывает красоты,
Где столько лет на чашках да на блюдцах
Живут твои приметные цветы.
Вновь беспокойной будет эта ночка,
А почему? Про то я знаю сам…
Я припадаю к чашке, к ободочку,
А кажется…к рябиновым устам.
1963 год.
(Шведов в СОШ №3 80-е года).
Хранится в нашем архиве и фотография встречи Я.З. Шведова с учащимися СОШ № 3 в школьном музее, существовавшим в то время. На ней рядом с поэтом и учениками запечатлены инициаторы создания музея воинской славы в школе: ветеран ВОВ В.Н. Поротников и А.С. Курносов.
Друг и соратник поэта Николай Мазурин, вспоминая свой последний разговор с Яковом Шведовым, пишет: «Приближался 1985 год.
«Очень желательно побывать в Ржеве, перенёсшем столь тягостные муки в дни фашистской оккупации, - признался Яков Захарович, - Хочу пройтись по его улицам и площадям, побывать на заводах, почитать стихи».
1 января я связался с Москвой, чтобы напомнить поэту о Ржеве. К телефону подошла его дочь и горестно сообщила: «За час до наступления Нового года папа скоропостижно скончался».
Работал Яков Захарович до последнего своего дня. Накануне смерти он получил орден Дружбы народов и сигнальный экземпляр книги избранных стихов и воспоминаний.
…Уютный уголок рабочего кабинета поэта, воссозданный в нашем Конаковском краеведческом музее благодаря стараниям его дочери Натальи Яковлевне Гончаровой, привлекает неизменное внимание посетителей.
Словно Яков Захарович Шведов вот-вот шагнёт к рабочему столу, сядет в своё любимое кресло, и, придвинув пишущую машинку, отстучит клавишами:
Мы были с виду грубыми,
А в жизни – очень нежными,
Хранили верность в строгости
В разлуке до конца…
Мы были очень молоды,
Но были чище золота
У всех моих товарищей
И у подруг сердца.
В октябре 2005 года в нашем городе отмечалось столетие со дня рождения поэта. На юбилейном праздновании в зале Конаковской Центральной библиотеки присутствовали его дочь и внучка. Звучали знакомые строки, зрители в зале подпевали и стояла удивительная атмосфера присутствия поэта рядом с нами. На 110-летнем юбилее поэта состоялось открытие стелы в Дмитровой Горе напротив того места, где стоял дом Шведовых. С проникновенной речью выступил писатель Борис Воробьёв, тёплые слова произнёс инициатор открытия стелы краевед Михаил Семёнов. Летела ввысь над нашими головами песня «Орлёнок», исполненная звонкими голосами учащихся Дмитровогорской школы. И вновь все присутствующие на этом памятном событии, подпевали знакомым строчкам, а когда звучат стихи поэта, это означает, что он жив и снова в рабочем строю.
Нам удалось запечатлеть эти мгновения, и, конечно, на уже 120-летнем юбилее Я.З. Шведова, мы обязательно продемонстрируем это видео на вечере памяти поэта.
Научный сотрудник Конаковского краеведческого музея Т.И. Бутузкина
Использованная литература и список интернет-источников
- Яков Шведов. Продиктовано временем. Стихи, баллады, песни.-Москва: «Молодая гвардия», 1984.
- Яков Шведов. Продолжение песни. Стихи и поэмы.-М: Современник,1975. -174 с., портр.
- И.А. Мамчур. Верность песне (об истории песни В. Белого «Орлёнок» на слова Я.Шведова). -Киев: Музыкальная Украина,1982.
- Н. Мазурин «Певец крылатой юности». Статья в газете «Смена» № 1 от 18 января 1991 г.
- Ф. Черноусов. «Поэт отчитывается». Статья в газете «Заря» от 22 января 1961 г.
- Юлия Гончарова «Мой дед - автор «Орлёнка» и «Смуглянки». Статья в газете «Московия» №10 от 4 мая 2005 г.
- Архивные материалы и экспонаты из фонда Конаковского краеведческого музея.