Послание митрополита Тверского и Кашинского Амвросия священнослужителям, монашествующим и мирянам Тверской епархии по случаю начала Великого поста в 2025 году

Дорогие отцы, братья и сестры! Снова Господь дарит нам возможность вступить в спасительный путь Великого поста. Впереди у нас сорокадневное путешествие особое время для глубокой работы над душой, время внутренней сосредоточенности и молитвы. Это духовная весна, когда затихает суета внешнего мира, чтобы дать место тихому голосу Божию в нашем сердце. Пост – это время, когда мы призваны стать ближе к Богу и друг к другу, учась истинной любви и смирению.

Мы живем среди множества ярких огней и обещаний мира сего. Современный мир настойчиво предлагает нам свои иллюзии счастья: комфорт, развлечения, мнимое благополучие через материальные приобретения. Реклама уверяет, что еще одна покупка сделает нас довольными, социальные сети показывают отретушированные картинки чужой жизни как образец радости. Но, погружаясь в эту гонку, мы часто ощущаем опустошенность и усталость. Жизнь во Христе же открывает иную, подлинную радость, которая не зависит от внешних обстоятельств. Господь наш Иисус Христос дарует мир и радость, какие мир дать не может (см. Ин 14:27; 15:11). Эта радость приходит не от потребления, а от любви и жертвенности, от чистой совести и близости к Богу.

 

Наша эпоха принесла с собой новые испытания для души. Столько людей сегодня страдают от духовного одиночества, даже находясь в окружении виртуальных друзей и в постоянном информационном потоке. Сердце человека тоскует о подлинном общении, о тепле живой любви, но вместо этого часто увязает в ленте новостей и бесконечном потоке сообщений. Цифровая зависимость стала повседневностью: мы непроизвольно проводим часы перед экранами, проверяя обновления, теряя драгоценное время и внутренний покой. Вместо тишины молитвы – шум уведомлений, вместо размышления о вечном – бесконечная смена картинок и мнений.

Потребительское мышление, навязанное культурой потребления, заставляет нас мерить свою ценность количеством приобретенного. Мы привыкли покупать новое, чтобы порадовать себя, но радость эта скоротечна, и душа вновь остается голодной. Эти вызовы – одиночество, цифровая зависимость, культ потребления подобны цепям, которые держат наше сердце в неволе, не давая ему устремиться к небесному.

 

Великий пост приходит как благословенное время освобождения от этих оков. Отказываясь на время от скоромной пищи, от излишних развлечений, от привычки бесцельно проводить время в интернете, мы постепенно обретаем внутреннюю свободу. Пост – это не лишение ради лишения, а отложение второстепенного ради главного. Добровольно ограничивая себя во внешнем, мы снимаем пелену иллюзий с очей души. Отсекать лишнее бывает нелегко, но именно так мы учимся быть хозяевами своих желаний, а не рабами их. Когда мы меньше едим и больше молимся, меньше читаем ленты новостей и больше Слово Божие – душа оживает. Мы начинаем различать голос Бога среди суеты и чувствуем, как уходит тревога, ослабевает власть страстей. Пост открывает дверь к настоящей, подлинной жизни во Христе – жизни в мире с Богом, с ближними и самим собой.

 

Центральное слово поста – покаяние. Но покаяние – это не угнетенное чувство вины, а радостное возвращение домой, к своему Небесному Отцу. Как блудный сын из евангельской притчи (Лк 15:11-32), мы часто уходим в «дальнюю страну» греха и самообмана, расточая богатство души в погоне за призрачным счастьем. Но Отец Небесный с любовью ждет каждого из нас. Стоит нам, осознав свое бесплодное блуждание, встать и пойти навстречу Богу, как Он выходит нам навстречу, обнимает и принимает с радостью. Пост это время, когда каждый из нас может сказать Господу: «Прости и прими меня снова!» – и быть уверенным, что небеса ликуют о каждом кающемся грешнике. Через искреннее покаяние душа очищается от наносного и суетного, словно возвращаясь в отчий дом, где ей всегда рады, где царят любовь и прощение.


Наш пост обретает полноту смысла через участие в церковной богослужебной жизни и Святых Таинствах. Физически воздерживаясь от пищи, мы питаем душу молитвой и Словом Божиим. Особенно важны богослужения Великого поста проникновенные великопостные песнопения, покаянные каноны, умилительные службы, которые трогают сердце и помогают сосредоточиться на главном. Старайтесь по возможности чаще бывать в храме в эти дни. В Литургии Преждеосвященных Даров и воскресных службах мы черпаем духовные силы, необходимые для продолжения постного подвига. Через Таинство Исповеди Господь снимает с нас тяжесть грехов, а в Таинстве Святого Причастия Сам Христос таинственно соединяется с нами, становясь источником жизни и радости. Без молитвы и участия в Таинствах пост превратился бы просто в диету или культурную традицию. Но через молитву, исповедь и Причастие наш пост становится лестницей к небу, временем реальной встречи души с Богом.


Хочу обратиться к каждому из вас с сердечной отцовской любовью. Вступая в дни Святой Четыредесятницы, не будем бояться трудностей поста, но будем смотреть на него как на путь к обновлению души. Господь рядом с нами в каждом нашем шаге, Он подкрепляет и ведет, стоит лишь открыть Ему свое сердце. Пост – это дар Бога, возможность начать заново, привести в порядок свою жизнь, свою душу.


Призываю всех воспользоваться этим драгоценным временем: простить обиды и примириться с ближними, отбросить суету и услышать Божий призыв в душе, потрудиться в молитве и милосердии. Если мы искренно пройдем этот путь покаяния и очищения, то к светлому дню Пасхи придем словно обновленные, освобожденные от тяжести греха, с чистым и радостным сердцем.


Желаю всем нам спасительного поста, крепости духовной и истинной радости о Господе! Пусть предстоящая Пасха Христова встретит каждого из вас преображенным и просветленным благодатью.

С любовью и благословением на Великий пост, Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий


  • Сайт
  • Магазин