Людмила Васильевна Муратова: «Увлечь, заинтересовать, зажечь своей любовью к предмету»

Указом президента РФ Владимира Путина от 17.08.2024 г. №701 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» звание «Заслуженный учитель РФ» присвоено Людмиле Васильевне Муратовой, учителю английского языка Гимназии №5 г. Конаково.

Заслуженный учитель Российской Федерации – высшая государственная награда, которая присуждается выдающимся педагогам, внесшим значительный вклад в развитие образования в России. С присуждением высокого звания Л.В.Муратову поздравил губернатор Игорь Руденя.
С.Н. Кузьмичева, директор МБОУ гимназия №5: «Людмила Васильевна Муратова – учитель высшей квалификационной категории, имеет многочисленные награды: звание «Почетный работник общего образования Российский Федерации» (2016); почетные грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента образования Тверской области, Управления образования Конаковского округа; благодарность Законодательного Собрания Тверской области (2015).
С 2011 года она руководит районным методическим объединением учителей иностранных языков Конаковского округа; регулярно представляет свой опыт коллегам в Тверском областном институте усовершенствования учителей, на форуме «Образование Верхневолжья: мы вместе», на научно-практических конференциях, чтениях, публикует в профессиональных изданиях; участвует в конкурсах профессионального мастерства, является победителем конкурса лучших учителей России в рамках национального проекта «Образование» (2009 г.).
Постоянно ищет решения, позволяющие оптимизировать учебный процесс и создать условия для раскрытия интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; широко использует в практике своей работы информационно-коммуникативные технологии обучения. Качество ее преподавания подтверждается итоговым результатом каждого учебного года, качество знаний по предмету в 2022 году при 100% успеваемости – 87%.
Ученики Людмилы Васильевны становятся победителями и призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, успешно проходят государственную итоговую аттестацию, становятся студентами факультета иностранных языков различных вузов России. Под влиянием своего учителя многие выбрали профессию педагога и преподают английский язык в образовательных учреждениях.
Муратова Людмила Васильевна регулярно повышает свою квалификацию, она окончила аспирантуру Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского, ей присвоена квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь». 

– Для Вас нынешний учебный год – 25-й по счету в стенах Гимназии №5 и 40-й в Вашей педагогической карьере. 
– Да, после окончания факультета «романо-германская филология» Калининского государственного университетая пришла работать в школу и ни минуты своей жизни об этом не пожалела. Призвание к этой профессии разглядела во мне, тогда еще ученице 7 класса, мой учитель Людмила Алексеевна Клюканова. Однажды она сказала мне: «Тебе стоит подумать о том, чтобы стать учителем русского языка и литературы». Под ее влиянием, и под влиянием прекрасных учителей Василия Григорьевича Лосева, Татьяны Михайловны Мотолыги, преподававших в школе №5, где я училась.


– Получается, что Вы не 25-й год в этих станах проводите, а 35-й? Не скучно на одном месте?
– Нет, у нас здесь всегда много интересного происходит. И по мере сил я пытаюсь внести в этот процесс свою лепту. Мы с учениками ежегодно проводимнаучно практические конференции, на которых дети представляют свои исследования на предлагаемуюэкспертной комиссией тему: например, к 450-летию со дня рождения Уильяма Шекспира, бинарные уроки по разным предметам и др. В этом году это «Математика +. Бинарный урок». Мы надеемся на международное участие. Доклады дети делают, разумеется, на иностранных языках: английский, немецкий, французский и латынь. Еще у нас есть вокальный ансамбль. Поем тоже на иностранных языках. Выступаем в детских садах, перед членами клубов по интересам при ДК. Получается двойная польза: изучаем язык и музыкальную культуру разных стран. И общаемся, конечно.


– Ученики изменились за 40 лет? 
– Все течет, все меняется. Современные ученики могут многому научить: они развиты технически, умело пользуются цифровыми технологиями. Я не стесняюсь этому у них учиться.


– А как обстоят дела с интересом к английскому языку? Он возрастает?
– Да. Дети сейчас практически относятся к знанию языка. Они учат его не для удовольствия и не для хорошей оценки в аттестате, а с целью применения в своей будущей деятельности. Поэтому сегодняшние ученики внимательнее и собраннее. Практически все уже бывали за границей, либо в молодежных лагерях, куда также приезжают ребята из других стран, и вполне сносно изъясняются, пусть и простыми фразами.


– На каком языке они Вам об этом рассказывают?
– Кто-то может по-английски, а кто-то заменяет часть слов выразительными жестами и мимикой.


– Языки ведь тоже меняются, в том числе и английский?
– Конечно. Для обозначения современных реалий появляются другие слова и выражения. Мне иногда приходится объяснять детям текст, который они нашли в интернете и не совсем правильно поняли его. Это интересно, но не пригодится на экзамене. Там придется изъясняться языком Диккенса и Шекспира. Его мы и учим на уроках.


– Наверняка есть ученики, «неспособные к языкам»? Как Вы поступаете в таких случаях?
– В основном все-таки встречаются дети, которые не всегда правильно понимают суть задания, либо не умеют распределять время, концентрировать внимание. Им нужно помочь. Но заставлять учить язык не стоит. Можно увлечь, заинтересовать, зажечь своей любовью к языку, предложить увлекательную форму его изучения.

Беседовала Ирина Вдовенко


  • Сайт
  • Магазин