Конаковскому муниципальному архиву – 90 лет!

«Архив – это фундамент, где каждый документ, обретает свою вечность, сохраняя отголоски истории и чертежи будущего»
А. Каргин

 

Архив – это прежде всего сотрудники, которые честно и профессионально делают свое дело: заведующий архивным отделом – Капусткина Ольга Ивановна (Почетный работник муниципальной службы, Почетный архивист), главные специалисты архивного отдела, большие труженицы, работают напряженно и с полной самоотдачей – Григорьева Ирина Владимировна, Хрустикова Надежда Николаевна. В архиве не бывает случайных людей, необходимо любить архивное дело. Невидимая на первый взгляд для других работа архивиста требует большой любви, колоссального труда. Сотни страниц иногда трудночитаемых документов перелистываются для того, чтобы исполнить запросы заявителей и подготовить необходимую информацию. Специалисты всегда стараются помочь каждому обратившемуся гражданину. Ведь задача служить людям – не менее важна, чем восстанавливать для поколений подлинную историю.

90 лет – это длительный путь, на протяжении которого, благодаря усилиям нескольких поколений архивистов, создан информационный потенциал, позволяющий сегодня изучать историю становления и развития нашего района, который в этом году отмечает 95 лет со дня образования.
С образованием Калининской области 29 января 1935 года стали создаваться районные архивы, в этот период организовался и Конаковский районный архив. Документы довоенного периода Конаковского архива погибли во время Великой Отечественной войны. По свидетельству очевидцев, они были собраны в ящики и направлены для эвакуации в город Калинин, но до места назначения не дошли – погибли в пути, поэтому наш архив хранит в основном документы послевоенного периода.
Необходимость в создании районных архивов появилась, чтобы сохранить документы, отражающие перестройку в сельском хозяйстве, собрать архивные материалы низового советского аппарата, новостроек, колхозов, МТС.
В 1939 году государственные архивы были переданы в подчинение наркомата внутренних дел НКВД, районный архив был в ведении местных органов РО МВД, что носило политический характер.
В настоящее время архивный отдел является структурным подразделением Администрации Конаковского муниципального округа, созданным для выполнения функций местного самоуправления в области архивного дела.
Архивный отдел находится в здании, полностью приспособленном для хранения архивных документов, общей площадью 919,5 кв.м., в том числе: уютная приемная, где граждане могут написать заявление, читальный зал, два удобных рабочих кабинета, полностью оборудованных компьютерной и оргтехникой. Архивохранилища оборудованы металлическими стеллажами, имеется охранно-пожарная сигнализация. В 2024 году Администрацией Конаковского муниципального округа для архивного отдела приобретен сканер, начата работа по оцифровке документов постоянного срока хранения. Государственный учет документов ведется в электронном виде с использованием программных комплексов.
Архив – это надежная гарантия, что память останется жить вечно. Ведь именно в архиве хранится информация о становлении и развитии органов местного самоуправления, о деятельности учреждений образования, культуры, организаций и предприятий округа. Все изменения, происходившие в городских и сельских поселениях, а затем и в районе, какой бы сферы они ни касались, обязательно находят отражение в документах. Именно благодаря муниципальному хранению документов удается формировать архивный фонд всего округа. Проходят годы, и документальные памятники остаются единственными свидетелями нашей истории.
Вот уже 90 лет Конаковский муниципальный архив постоянно пополняется управленческой документацией, документами по личному составу от ликвидированных организаций, документами личного происхождения.
Личные фонды архива – это документы образованных и увлеченных своим делом людей, таких как Г.В. Лубов, который собрал уникальные документы по истории Конаковского фаянсового завода (фотографии, статьи о жизни и деятельности художников, скульпторов Конаковского фаянсового завода, подшивка газеты «Заводская жизнь», доклады и тексты выступлений Г.В. Лубова и др.). Личные фонды участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: партизанки М.А. Серегиной, В.Н. Поротникова, Л.Е. Кряжева, П.И. Шпилевого; заслуженных врачей РСФСР С.А. Смирнова, Л.К. Шиган; аккомпаниатора народного академического хора ДК им. В.В. Воровского А.И. Цветкова; писателя Ю.В. Красавина и др.
Самые ранние документы, которые находятся на хранении, – это коллекция документов церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Федоровское за 1821–1917 годы (план фасада церкви, грамота возведения на степень дьякона Успенской церкви с. Федоровское монаха Александра Зыкова, прошение Епископу Старицкому от церковного старосты Успенской церкви о выделении денежных средств на ремонт церкви, еженедельные журналы «Церковные ведомости», «Тверские Епархальные ведомости» и др.

 

На 1 января 2025 года создано 332 фонда архивных документов, что составляет 102 882 единицы хранения. Ежегодно архивным отделом выдается более 2 500 справок о трудовом стаже, заработной плате, награждении, выписки из похозяйственных книг: о составе семьи, наличии земельных участков и т.д. Архив исполняет тематические запросы учреждений и организаций по вопросам их создания, деятельности и реорганизации, о знаменательных и памятных событиях в истории муниципального образования. Работа архивного отдела никогда не заключалась только в выдаче архивных справок и копий документов. Архивный отдел оказывает методическую и практическую помощь в ведении делопроизводства учреждениям и организациям округа, в разработке номенклатуры дел, инструкций по делопроизводству, положений об архиве, экспертной комиссии; составлении описей дел.
Специалисты архивного отдела готовят интересные выставки, оформляют стенды на основе архивных материалов, осуществляют публикации в СМИ в пределах своей компетенции.
Результатом деятельности архивного отдела является своевременное и качественное оформление документов, подтверждающих пенсионные, наследственные, имущественные права физических и юридических лиц.
Архивный отдел исполняет судебные, адвокатские запросы, запросы от граждан всех регионов России, ближнего зарубежья. Оказание помощи посетителям читального зала способствует подготовке трудов научным работникам, удовлетворению пользователей в изучении родословной.
В перспективе цель деятельности архивного отдела – обеспечение хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Тверской области, являющегося составной частью Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в интересах государства, общества, сегодняшнего и будущего поколений граждан.
Эта цель предусматривает повышение качества и доступности муниципальных услуг, прежде всего связанных с обеспечением конституционных прав граждан, создание условий, обеспечивающих развитие архивного дела в округе, повышение безопасности и эффективности работы архива, постепенное превращение его в полноценный элемент новой информационной культуры, связанной с глобализацией информационных потоков, ростом потребности населения в поиске и получении архивной информации.
Сотрудникам архивного отдела, при поддержке Администрации Конаковского муниципального округа удалось главное – сохранить и приумножить историко-культурное наследие нашего края, своей малой родины, и в первую очередь помочь людям в решении их социальных проблем.

 

О.И. Капусткина, заведующий архивным отделом АКМО, фото Дениса Насонова


  • Сайт
  • Магазин