«Я оптимистка. Мне хочется верить в хорошее будущее нашей страны и каждого, в ней живущего!»

С.Н. Кузьмичева, директор МБОУ гимназия №5 г. Конаково: «О.Н. Чабанюк работает в гимназии №5 уже 14 лет и все эти годы пользуется заслуженным уважением коллег, учеников и родителей. Ее кандидатура для размещения на Доске почета была утверждена единогласно на собрании всего коллектива. Ольга Николаевна показывает устойчивые положительные результаты в учебном процессе. Качество знаний по русскому языку в 2023 году при 100% успеваемости – 89%. Только за последние три года она подготовила 12 золотых медалистов».

О.Н. Чабанюк возглавляет районное методическое объединение учителей русского языка и литературы; является постоянным членом жюри районных конкурсов, председателем жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе; активно участвует в работе «Школы молодого педагога» Конаковского муниципального округа.


Педагогический стаж О.Н. Чабанюк 32 года. Имеет высшую квалификационную категорию. За отличные результаты и творческое отношение к работе награждена Грамотой Министерства образования РФ, Грамотой Законодательного Собрания Тверской области, Грамотами управления образования администрации Конаковского округа.

 

– В 1992 г. я окончила с красным дипломом Уральский пединститут (Казахстан) и 5 лет преподавала в средней школе. В 1997 г. неустойчивые социально-экономические условия и в еще большей степени семейные обстоятельства (нужно было помочь сестре, в семье которой случилось несчастье) поспособствовали моему переезду в Россию. Оказавшись в городе Конаково, я зашла в первую школу, на которую мне указали прохожие, и проработала там 10 лет. Это была школа №8, где меня радушно принял дружный педагогический коллектив во главе с директором Валентиной Ивановной Горшковой. Последние 14 лет преподаю литературу и русский язык в гимназии №5

 

– Как изменились школьники за 30 лет?


– Все изменилось: мир, общество, язык, в том числе и дети. Есть в этом и плюсы, и минусы. Современные школьники стремятся проявить свою индивидуальность, сделать это ярко, нестандартно. Они более раскрепощены по сравнению со своими сверстниками 10-20 летней давности, иногда менее ответственны по сравнению с ними. Но при этом они более прагматично относятся к своему будущему. Многие выбирают профессии, востребованные сегодня, требующие безупречной биографии, поэтому с ранних лет начинают просчитывать свои поступки и их последствия.


– Программа по литературе тоже меняется?


– Программа меняется, и нам в школах сразу понятно, в лучшую или худшую сторону эти изменения. Несколько лет назад мы, учителя, недоумевали, что из школьной программы среднего звена изъяли военную прозу. Как воспитать патриота, если с малолетства не читать о подвигах наших отцов и дедов, о героических страницах нашей истории? Было время, когда на своих уроках я самовольно, в обход основой программы, читала и обсуждала с детьми «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. К счастью, сегодня в программу вернули и эту повесть, и повесть В. Катаева «Сын полка», и роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Это очень правильное решение. В этом году вообще принято много правильных решений, и не только в отношении школьной программы.

 

– Любят ли читать современные дети?


– Меньше, чем хотелось бы. Приходится убеждать детей, что чтение хорошей литературы развивает речь, умение красиво и правильно формулировать свои мысли, учит анализировать человеческие отношения, жизненные ситуации, воспитывает духовность, умение сострадать и что это, в конце концов, просто интересно. Я горжусь, что мне это удается. Всегда приятно слышать от выпускников слова благодарности за то, что открыла им мир литературы. Сейчас у одиннадцатиклассников появился дополнительный стимул изучать художественные произведения, ведь им придется показывать свои знания литературы при написании обязательного итогового сочинения и ЕГЭ по русскому языку. Но есть дети, которые постоянно с увлечением читают, и не только по школьной программе. Чаще всего это современная зарубежная литература, преимущественно фантастика и сюрреализм.

 

– Как складываются отношения с родителями?


– Добиться успеха можно только в триединой связке: ребенок-родитель-учитель. Мне всегда везло и с учениками, и с родителями. В моей практике не было случаев, когда диа­лог с родителями выходил за пределы школы. Почти всегда такой разговор, даже самый непростой, заканчивается тем, что мы приходим к какому-то общему решению. У учителей большой опыт взаимодействия с детьми, и очень часто мы в подрастающем человеке видим его дальнейшую судьбу. Поэтому можем что-то посоветовать родителям, предостеречь их от возможных ошибок в воспитании ребенка. К сожалению, иногда, когда мы обращаем внимание родителей на поведение ребенка, которое может в будущем создать всем большие проблемы, это вызывает недоумение у родителей и учеников. А спустя годы случается то, что мы предсказывали. Хочется, пользуясь случаем, призвать родителей прислушиваться к нашим словам и действовать с нами заодно в воспитании подрастающего поколения.


– Как бы вы оценили отношение современного общества к учителям?


– Хотелось бы от общества понимания учительского труда и уважения к нему, которое проявлялось бы в более тактичном отношении к учителю. Ведь ни для кого не секрет, что учителей чаще всего подвергают критике, не выбирая места и аудитории для обсуждения всех недостатков педагогических работников и школы в целом. А ведь самыми внимательными слушателями таких обсуждений становятся чаще всего дети. С какими мыслями и настроением придет в школу ребенок, наслушавшись досужих разговоров о плохих учителях? Нет, учителя не святые люди и в нашей деятельности наверняка есть недостатки. Но хочется, чтобы авторитет учителя, который он заслуживает годами, не обесценивался в обществе. К счастью, наше правительство сделало определенные шаги на законодательном уровне, и я верю, что профессия учителя вскоре станет одной из самых почетных и уважаемых. В этом вопросе я оптимистка! 

 

Беседовала Ирина Вдовенко


  • Сайт
  • Магазин