Овладение родным языком не дается человеку от рождения. Чтобы научиться разговаривать, необходима помощь носителя языка. Это длительный и сложный процесс, и если на этом пути возникают сложности, на помощь приходит логопед. Сегодня эти специалисты работают в каждом детском саду.
Евгения Владимировна Вавилова, логопед МБДОУ Nº9 г. Конаково «Теремок», более 30 лет помогает детям с различными нарушениями речи. Имеет высшую квалификационную категорию. При участии Е.В. Вавиловой в учреждении создана развивающая предметно-пространственная среда, направленная на создание психологического комфорта детей и способствующая их речевому развитию.
В стенах учреждения Евгения Владимировна реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности, а также оказывает логопедическую помощь детям, нуждающимся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении. В работе применяет здоровьесберегающие технологии.
Так получилось, что я с детства погружена в эту тему: мама работала в детском саду для глухих и слабослышащих детей в г. Баку. Поэтому проблема выбора профессии передо мной не стояла. В 1986 году окончила «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени В.И. Ленина» по специальности «Дефектология». С 1991 г. работаю г. Конаково. С 2000 г. – в МБДОУ №9 Теремок». Поначалу была воспитателем, затем появилась ставка логопеда».
– В чем специфика работы логопеда?
– Работа логопеда – это долгий и нудный процесс: изо дня в день мы повторяем и повторяем одно и то же. Нужно разнообразить эти занятия так, чтобы ребенку было интересно, нужно к каждому надо найти подход. Работать нужно с полной отдачей, иначе не ничего не получится. И, конечно, необходимо тесно взаимодействовать с другими специалистами: воспитателями, психологами, неврологами. Результат работы напрямую зависит от этих факторов.
– Всем ли детям нужна помощь логопеда?
– Число малышей с различными речевыми нарушениями год от года растет. По статистике только 5% из них полностью соответствуют нормам речевого развития. Так что с годами работы у логопедов становится все больше. Если раньше дети имели сложности с произношением звуков «р» и «л», то теперь они порой не могут произнести половину алфавита. Объяснение простое: жизнь меняется, меняются дети: они мало двигаются, мало разговаривают, мало взаимодействуют с миром. Основная задача логопеда – помочь подготовиться к успешному обучению в школе, компенсировать те проблемы развития, которые у них имеются. Без нашей помощи они однозначно не смогут этого сделать.
– Ваши советы родителям.
– У большинства детей от природы нормальные умственные способности, но они не получают развития. У детей узкий кругозор, иногда они не знают элементарных вещей, не могут выразить свою мысль, не могут произнести связный текст хотя бы из 2-3 предложений. И это не их вина. Хочу призвать родителей, чтобы они больше общались со своими детьми. Нельзя просто дать ему в руки гаджет и ждать, что он все сделает за вас. Разговаривайте с ребенком, пусть он вам рассказывает о том, что видел на прогулке, что при этом почувствовал, или пересказывает содержание мультфильма, который посмотрел. Для нормального развития необходимо активное речевое взаимодействие. Не забывайте и о том, что умственное и физическое развитие взаимосвязаны: ходить по лестнице, прыгать на одной ноге, бросать мяч – все это развивает мышление. Мы занимаемся с детьми, но этого недостаточно. Основная ответственность за нормальное развитие детей и за их будущее лежит на родителях.
– Расскажите о своей работе в Психолого-медико-педагогической комиссии Конаковского муниципального округа.
– Я работаю в этой Комиссии с 1994 г. В нее также входят представитель управления образования, дефектолог, психолог, социолог; если есть необходимость, то привлекаются медицинские работники. Мы тестируем детей, которые не успевают в школе, устанавливаем причины этого и определяем, как можно помочь: нужна ли ему помощь специалиста, должен ли он учиться по адаптированной программе. При этом дети остаются в своей школе, в своем классе, и имеют возможность получить среднее образование.
– Насколько динамично развивается современная дефектология?
– Очень динамично! Я слежу за исследованиями своих коллег и делюсь с ними результатами своих наблюдений в электронных СМИ, на районных и всероссийских семинарах педагогических работников ДОУ. В 2020 и 2021 году я стала участником Всероссийского форума «Воспитатели России»; являюсь также постоянным участником профессиональных сетевых конкурсов федерального уровня.
В заключение хочу сказать, что не жалею о том, что выбрала именно это дело. Это большое счастье, когда у тебя получается помочь детям!
Беседовала Ирина Вдовенко