К профессиональному празднику рассказываем о ветеране Кольской АЭС, создавшей народный хор. Елена Кривошеева рассказала, как справлялась с водно-химическим режимом, а сейчас создает музыкальную гармонию.
Елена Васильевна — человек двух стихий. Точность инженера и вольная душа артиста живут в ней в удивительном согласии. За ее плечами — годы работы на одной из самых сложных атомных станций мира, Кольской АЭС, первой в Заполярье. А сегодня ее жизнь наполнена музыкой, песнями и руководством вокальным ансамблем «Северяночка», который стал родным для многих ветеранов-атомщиков.
Елена Васильевна, Кольская АЭС — это особая, уникальная станция, первая в Заполярье. Что привело Вас туда и какими были Ваши первые впечатления?
На Кольскую АЭС я попала в октябре 1981 года, можно сказать, по семейным обстоятельствам. Родители мужа, которые там работали, вернулись в Конаково, а мы с мужем отправились на Север. Ехала без особого желания — не хотелось покидать налаженную жизнь. Но судьба распорядилась иначе.
Первое впечатление? Глаза квадратные! Вышла из вагона — кругом сопки, лес, болото, несколько домов, тропинка от вокзала… Суровая, аскетичная красота. Меня, уже опытного специалиста, имевшего за плечами работу на тепловых станциях и должность начальника смены химцеха, взяли аппаратчиком химводоочистки. Пришлось доказывать, что могу больше. Я хотела профессионального роста: изучить работу оборудования, пройти все рабочие места ХЦ и работать старшим инженером-технологом. Мне ответили: «Знаешь второй контур (тепловой), а первый (реакторный)? Нет. Нужно время». Но дефицит кадров сыграл свою роль, и меня все же поставили в смену. Первая ночная смена на новом месте в качестве лаборанта второго контура была самой тяжелой в моей жизни. Пришлось учиться всему на ходу, методом проб и ошибок, боясь ошибиться в расчетах. Но я справилась.
С какими главными профессиональными вызовами сталкивались, работая в условиях Крайнего Севера? Что было самым сложным?
Самым сложным, конечно, были пуски и остановы энергоблоков. Это пиковая нагрузка для всего персонала, особенно для химиков. Нужно было вести отбор проб и химический контроль теплоносителя каждые 15 минут.
Ответственность колоссальная. Помню, как в октябре 1984 года пускали 4-й блок. Начальник электроцеха влетал в лабораторию и кричал: «Васильевна, анализ срочно! И хороший! На тебя смотрит вся Кольская АЭС!». Когда все анализы водно-химического режима стали соответствовать требуемым нормам, было дано «добро» на продолжение дальнейших технологических операций. Блок был включен в сеть. Это было ни с чем несравнимое чувство выполненного долга.Работа в Заполярье закаляла характер. Суровые условия учили собранности, дисциплине и взаимовыручке.
Работа на АЭС — это не просто профессия, а особая миссия. Какой главный жизненный принцип, сформированный за годы работы на Кольской АЭС, стал для вас путеводным?
Главный принцип был и остается — честность. Честность перед собой, перед делом, перед людьми. АЭС научила меня не просто говорить правду, а сначала думать. Раньше я могла резко высказать все, что думаю. Атомная станция дисциплинировала: «Остановись на секунду, прокрути в голове всю ситуацию — с чего началось и чем может закончиться твое слово или действие». Это касалось и работы, и отношений с коллегами. Нужно было уважать мнение других, даже если оно не совпадало с моим, и находить способы деликатно указать на ошибки. Мне повезло встретить на своем пути прекрасных наставников. С огромным уважением вспоминаю начальника ХЦ Бармина Л.Ф., начальника смены, а затем и начальника смены станции Феногенова Н.В. и, конечно же, мою первую наставницу Мальшакову П.А.
Да, это миссия. Я всегда вспоминаю Чернобыль. Мы работали в ночную смену, когда узнали, что произошло что-то страшное на Чернобыльской АЭС. А утром на Кольской АЭС уже формировался отряд для отправки на помощь. Те, кто туда поехал, — настоящие герои. Сегодня, видя, как кто-то может играть с такой опасной силой, как атом, пытаясь разрушить станции, не понимаешь — они не учили физику или они просто не понимают, с чем шутят? Это за гранью разума.
Что сложнее: управлять технологическими процессами на АЭС или творческим коллективом? И есть ли что-то общее в этих, казалось бы, таких разных сферах?
И там, и там нужно управлять процессами и людьми. На АЭС все подчинено жестким инструкциям, физическим законам. Ошибка может иметь фатальные последствия. В творчестве тоже есть свои законы — гармонии, ритма, но здесь больше простора для души. Однако общее есть: и там, и тут нужно создать команду, где каждый на своем месте, где есть взаимопонимание, ориентир на качественный результат и ответственность за него. Если на станции я отвечала за состояние водно-химического режима, то в ансамбле — за то, чтобы наша песня дошла до сердца зрителя и подарила им тепло. И то, и другое требует энергии, только разной природы. Как-то меня упрекнули в руководстве коллективом без музыкального образования. Но для этого есть музыкальный руководитель, концертмейстер, который прекрасно справляется со своими задачами, а на мне все остальное: от класса, в котором идет занятие, до другой организационной работы. Справляемся.
«Северяночка» на фестивале «Путь к успеху»
Как, работая на таком ответственном объекте, Вы нашли время и силы для создания вокального ансамбля? Что стало толчком?
Творчество было со мной всегда! Еще в детстве, в разрушенном войной Кременчуге, я читала стихи в Доме пионеров. Потом был ансамбль песни и пляски Кременчугского Дома пионеров, в институте — студенческий ансамбль «Эхо». Но я всегда была исполнителем.
Толчком к созданию своего коллектива стал фестиваль «Энергия жизни», который с 2010 года проводит совет ветеранов Межрегиональной общественной организации ветеранов концерна «Росэнергоатом» (МООВК). От Кольской станции тогда поехала сборная ветеранов. А вот на второй [фестиваль] уже отправился ансамбль русской и казачьей песни «Северяночка».
Я знала, что в одном из трех домов, где проживали ветераны КАЭС, собираются женщины, чтобы просто попеть за большим столом. Так, в 2012 году, собрав всех желающих, мы начали репетиции. После первой спевки нас осталось 14 человек. Нашли гармониста, я написала сценарий «Праздничных посиделок» с песнями, плясками. На сцене стоял стол, на котором возвышался огромный самовар, увешанный сушками и баранками, и, конечно, красовались пироги. Так родился наш первый номер и, по сути, ансамбль. Это был мой первый опыт как руководителя музыкального коллектива.
Ваш ансамбль носит звучное название «Северяночка». Как в вашем репертуаре и творчестве отражается северный колорит, дух Заполярья?
Север мы никогда не забываем. Наша визитная карточка — песня о Полярных Зорях местного композитора. Есть и песня с одноименным названием «Северяночка», с огромным удовольствием поем «По Северу, по вольному». Но «Северяночка» — это не только ансамбль, это целый клуб по интересам. Мы не только поем. Мы шили, вышивали, участвовали во всех акциях — помогали детскому дому, реабилитационному центру, дому престарелых. Шили костюмы, матрасики, я даже сделала огромный массажный коврик из 2200 разных пуговиц! Это и есть наш северный характер — суровый снаружи, но очень теплый и отзывчивый внутри. Сейчас — это помощь нашим воинам на СВО. Это не только материальная помощь. Мы сняли два клипа, песни «Вместе с Россией» и «Ой ты, Русь моя» нашего музыкального руководителя Виктора Воробьева, их слушают и смотрят «за ленточкой».
Что дает Вам сегодня энергия творчества? Как Вы считаете, почему людям, особенно с таким опытом, важно находить дело по душе после выхода на заслуженный отдых?
Творчество — это жизнь. Это состояние души и сила привычки быть полезным. Я категорически против того, чтобы останавливаться. Как писал Александр Блок, «Вечный бой, покой нам только снится» — так это про нас. После такой насыщенной работы, где каждый день — ответственность, нельзя просто взять и «лечь на диван». Душа требует деятельности, общения, отдачи.
Я, например, неожиданно для себя три года назад увлеклась творчеством южнокорейского ансамбля BTS. Меня поразил не только музыкальный талант ребят, но и их философия, неравнодушие, участие в благотворительных акциях, уважение друг к другу, к старшим. Это показывает, что творчество не имеет границ и возраста. Оно постоянно открывает новые горизонты. Найти дело по душе на пенсии — значит оставаться современным, живым, заряженным той самой «энергией жизни», которая всегда двигала вперед и атомную станцию, и нас, атомщиков.
За буднями, графиками и стрессом иногда теряется главное. Как вы считаете, что является самой большой наградой для энергетика, и что бы вы пожелали коллегам, чтобы они это ценили?
Самая большая награда — это осознание, что твой труд, твоя безупречная работа — это свет в окнах, тепло в домах, стабильность в жизни тысяч людей. Это тихая, но крепкая гордость. Когда после трудной смены видишь, как город живет своей жизнью, ты понимаешь — в этом есть и твоя частичка.
Коллегам я желаю никогда не терять это чувство причастности к большому и важному делу. Ценить друг друга, поддерживать ту особую атмосферу взаимовыручки, которая всегда была на наших станциях. И, конечно, находить время для души — для музыки, творчества, увлечений. Потому что именно это наполняет силами для главной нашей миссии — дарить людям энергию.
С праздником, дорогие друзья!