Интервью с экс-начальником котлотурбинного цеха Конаковской ГРЭС – Майстером Борисом Михайловичем, который проработал на Конаковской ГРЭС с момента пуска первого блока по 2005 год. Путешествуя по страницам его жизни, мы увидим важные исторические моменты и сможем понять их значение для станции нашего времени.
– Борис Михайлович, почему вы решили стать энергетиком, как вы пришли к решению работать на Конаковской ГРЭС?
– Я родился и жил в поселке Керва Шатурского района (ныне микрорайон города Шатура Московской области). Шатурская ГРЭС в те времена работала на торфе, и у нас в поселке было предприятие, многие работали на торфяниках. Я решил пойти в энергетику, поступил в Шатурский энергетический техникум по специальности «Тепловые электрические станции». А после окончания техникума в 1965 году меня распределили работать. Я учился в группе лучше всех, у меня было право выбора куда пойти. Мой выбор пал на Конаковскую ГРЭС. Приехали мы вдвоем с Дмитриевым Петром Андреевичем, он был постарше меня. К работе мы приступили 3 февраля 1965 года, в это время шли пусковые операции на первом блоке. Но случилась авария и он стоял до весны. И вот уже весной и мы участвовали в его пуске. Я практически все блоки прошел, с монтажа пускал все. Последний блок мы пустили в 1969 году.
– Как развивалась ваша карьера?
– Сначала меня и Петра приняли обходчиками по дымососному отделению, самый «низ» так назывался. Потом освоили новое оборудование. Я пошел по котельному отделению, изучал вспомогательное оборудование котла. Потом изучил котел и стал работать помощником машиниста котла. Далее освоил специальность машиниста котла. Потом начались стахановские движения – одного машиниста на блок ставили, и надо было осваивать турбину. Много пришлось изучить: и питательные насосы, как быть обходчиком по турбине, как работать машинистом турбины. Я встал работать на блок одним из первых и машинистом блока работал некоторое время, потом сдал экзамен на старшего машиниста блока. Старший машинист был уже после начальника смены. И на этом все не закончилось, после работы старшим машинистом я ушел в ДИСы (сейчас это начальник смены станции). По назначению Сычева Ивана Тихоновича (прим.: директор Конаковской ГРЭС с 1980 по 1988 годы) работал заместителем начальника котлотурбинного цеха, затем стал начальником КТЦ. Некоторое время так и был начальником до ноября 2005 года.
– Вы сразу ушли на пенсию или еще какое-то время решили поработать?
– Я устроился в «Интер РАО» и почти восемь лет работал главным специалистом. Это был сложный для меня момент. У меня очень поменялся стиль работы. Я всю жизнь проработал на станции, в основном в котлотурбинном цехе, а в «Интер РАО» нужно было офисную работу делать. И пришлось мне практически в 60 лет осваивать компьютер, много печатать. Я очень много ездил по станциям в командировки. Если на КГРЭС я работал с оборудованием и людьми, то там все нужно было делать на компьютере. Но ничего, справился, почти 8 лет проработал и ушел на пенсию в 2013 году.
– В 2004 году на станции появился компьютерных класс. Что можете рассказать про его внедрение?
– Это тренажер энергоблока 300 МВт нового поколения, который мы осваивали интенсивно. Ранее тренажер был на старых элементах электромагнитных реле, стрелочных приборах. Потом был организован компьютерный тренажер и компьютерный класс, на базе техники, разработанный Ивановским энергетическим институтом. Тренажер предназначен для тренировки молодых специалистов
– Расскажите, пожалуйста, про реконструкцию блочных щитов.
– Да, произошла реконструкция блочных щитов, на двух блоках модернизировали систему регулирования мощности турбины, там внедряли на тот момент новую автоматику. На четвертом блоке заменили ротор низкого давления, на восьмом заменен статор генератора. Также была налажена работа вентиляции блочных щитов управления, которая улучшила условия труда для персонала. На втором блоке была внедрена полномасштабная АСУТП, полностью заменен блочный щит. Перед нами была большая ответственность – освоить новое оборудование и обучить персонал.
– Какие еще важные реконструкции вы могли бы упомянуть?
– Первое время котлы не могли работать на мазуте, проводили реконструкции котельных агрегатов. Вся жизнь, можно сказать, была в переделках. Приезжали сотрудники научно-исследовательских институтов из Ленинграда и Москвы. Как я уже сказал, котлы не могли работать на мазуте, максимум смену отрабатывали и рвались, так как не были рассчитаны на мазут, рвалась нижняя радиационная часть котлов. Температура в топке на мазуте выше, чем на газе, и панели не выдерживали, трубки горели, шли разрывы. Пришлось делать реконструкцию: менять распределение потоков по поверхностям нагрева, увеличивать весовые скорости. После увеличения весовых скоростей получилось работать на мазуте. Чтобы решить проблему заносов поверхностей нагрева, организовывали их очистку, стали вводить присадки в мазут. Позже, в 80-х годах, станция перешла на газ полностью, но я тогда был в командировке в Югославии.
– В Югославии? Расскажите, пожалуйста, об этой заграничной командировке.
– Я отправился в командировку в город Битола (сейчас город в юго-западной части Северной Македонии) в 1982 году. Там был рудничный энергетический комплекс: открытый рудник, угольная станция, блоки мощностью 200 МВт. Я с коллегами учил югославский персонал эксплуатации блоков. Так я проработал 2 года и снова вернулся на Конаковскую ГРЭС, снова стал ДИСом (НСС).
– Как вы считаете, какие навыки и качества должны быть у человека, который работает начальником смены станции и руководит молодыми специалистами?
– Стремление должно быть, интеллект, нужно работать над собой, осваивать все новое, не стоять на месте.
– Какие у вас воспоминания о работе на КГРЭС?
– Очень было приятно, когда оценивают твой труд в положительном ключе. Когда награждали торжественно, я испытывал очень теплые чувства. Это прекрасно, когда тебя уважают и ценят.
– Нам рассказали, что вы активно взаимодействовали с Конаковским энергоколледжем?
– Да, тогда он был техникумом. Я писал рецензии на дипломы, занимался обучением персонала и был председателем комиссии на защите дипломов, был руководителем дипломных проектов. Года два практически я этим занимался. Это было в последние года, когда я был начальником КТЦ.
Студенты – молодцы, многие стали работать на Конаковской ГРЭС, освоили специальность и работают успешно по сей день. Не все фамилии я помню. К примеру, Евгений Алексеевич Наумов, работал Начальником ПТО (Производственно-технический отдел), я ему писал рецензию, когда он защищал диплом в институте. Он сперва работал у нас в КТЦ, потом, когда уже защитил диплом, мы его передали в ПТО. У нас так многие переходили в цех наладки, ПТО. Я хорошо помню Бариновых (работали в КТЦ), Алексея и его брата Ивана, Вячеслава Солдатова, Николая Дунаева. Мы многих обучили.
– Вы часто встречаетесь с коллегами на пенсии?
– Да, у нас есть Совет ветеранов, мероприятия которого я посещаю, но уже реже. Раньше много на экскурсии ездил, теперь слух и зрение уже не как раньше. Но мне очень понравились экскурсия на о. Селигер и Новоиерусалимский монастырь.
– Чем занимаетесь на пенсии, может быть есть какие-то особенные увлечения?
– Внуками занимаюсь, детьми. У меня 7 внуков и правнучка. Сын мой Михаил Курносов работал ранее на КГРЭС, сейчас работает главным специалистом в учебном центре «Газпром энергохолдинг». Другой сын у меня врач – работает в институте нейрохирургии, защитил диссертацию. Когда внуки были помладше, я ходил в школу их контролировать, посещал родительские собрания, следил за успеваемостью. Тогда электронных журналов не было, нужно было оценки выписывать для себя. Внуки были под присмотром.
А так, в основном сейчас занимаюсь своим участком и слежу за коттеджем. У меня есть огород, две теплицы, фруктовые деревья, кусты, и картошку даже сажали в этом году. Дом требует постоянного внимания – всегда что-то ломается, что-то портится. Активно пользуюсь техникой – снегоуборщиком: зимой снега много, а силы уже не те. Для огорода использую культиватор. Свет у нас часто отключают на Карачаровской линии из-за падения деревьев, поэтому использую бензиновый генератор. Все это оборудование нужно обслуживать. Пользуюсь и рубанком, и пилой, и шуроповертом с дрелью. Я все время в движении. Также занимаюсь своим здоровьем.
– Борис Михайлович, какой совет вы могли бы дать молодым работникам Конаковской ГРЭС?
– Энергетика очень важный элемент в нашей жизни, в жизни государства. Без энергетики никуда, без электричества никуда. Нужно работать, осваивать серьезно оборудование, стремиться, расти по служебной лестнице. Как Ленин говорил: «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно». Нас так тогда учили, и мы стремились и осваивали.
– Борис Михайлович, большое спасибо за уделенное время и увлекательный рассказ! Было очень интересно узнать о модернизации станции и о вашей работе. Желаем вам здоровья, бодрости духа и долгих лет жизни!